Кризис семи лет или бунт семилетки быть личностью
Оглавление:
Семилетка и его защитные механизмы на пути взросления.
Роль социальной природы в кризисе семилетки.
Психика семилетки на периоде биологического созревания.
Школа всего лишь полигон для ответа на вопрос: кто я?
Содержание
Семилетка и его защитные механизмы на пути взросления
Всем привет! Здравствуйте и будьте здоровы.
В психологии взросления возраст семи лет (а может он сместиться к 6 или 8 годам и не зависит от того, пошёл ли ребёнок в школу в возрасте 7 лет или же накануне своего 8-летия), считается временем наиболее ответственным. Несомненно, что каждый возраст по-своему труден, и очередной этап взросления таит в себе определённые трудности — это известно психологам.
Но к счастью, в детстве – это моменты всего лишь перехода их организма в новую фазу развития, когда семилетка думает поступками и философствует поведением. Он интуитивно примеряет на себе психологические роли взрослых, пока не отольётся его личность в приемлемую для него и для окружающих форму.
Как обычно, этап взросления семилетки для его родителей является полной неожиданностью, и они в растерянности и недоумении жалуются на то, что ребёнка как будто бы подменили. Мало того, что ребёнок становится капризным и раздражительным, так он ещё, вступая в пререкания, старается делать всё наперекор родителям.
Родители, к примеру, столкнувшись с тем, что ещё вчера их примерная и послушная девочка вдруг неожиданно начинает прекословить на напоминание родителей, что пора идти ужинать, ложиться спать, в первый момент приходят в полное замешательство. Когда же дочь начинает оспаривать их указания, поступать вопреки родительской воле и к тому же подчас становится плаксивой и капризной, то тревога закрадывается в родительские души.
В столь неоднозначной для родителей ситуации им остаётся только одно средство — обратиться за советом к психологу. На самом же деле, как считают специалисты, не всё так страшно, а скорее же наоборот: ребёнок переживает очередной кризисный период, так как это закономерный и необходимый в его жизни этап развития.
Этап развития, и сопутствующие ему симптомы трудновоспитуемости, с медицинской точки зрения, для ребёнка являются нормой, и родителям следует проявить терпение и понимание тех особенностей в поведении своих детей, которые неизбежны при взрослении. Напускная грубость дошколят и асоциальное поведение есть всего лишь кризис семи лет и, по существу, служит им защитным механизмом формирующейся личности.
О том, что наши поступки порой учат наших детей совсем не тому, что предполагаем мы, я уже говорил, и почитать об этом можно здесь.
Ребёнок в этом возрасте не желает пользоваться слишком правильными словами взрослых, так как он, подражая авторитету из своего окружения, использует грубый стиль речи. Он предпочитает носить такую одежду и причёску, какую он видит у других ребят.
А то, как он ведёт себя за едой, когда садится за стол с грязными руками, набивает рот и ковыряет вилкой в тарелке, есть нарочитая демонстрация полного пренебрежения ко всему тому, чему его так терпеливо учили. И если раньше он подражал взрослым, то теперь он демонстрирует свою принадлежность к сверстникам.
Роль социальной природы в кризисе семилетки
Естественно, родителей расстраивают как плохие привычки, так и плохие манеры своего чада и у них возникает подозрение, что их ребёнок позабыл всё, чему его учили все эти семь лет. Но на самом же деле все эти перемены служат лишь подтверждением того факта, что семилетка навсегда усвоил значимость хорошего поведения, иначе он не стал бы против него восставать.
Опасения родителей, столкнувшихся с тем, что ребёнок демонстративно отвергает всё, чему его раньше учили, вполне объяснимы. Но пройдёт совсем немного времени и как только их чадо почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернётся. Если семья с хорошими традициями, с преемственностью в поколениях строгой доброты, то родители могут утешиться тем, что их ребёнок нормально развивается.
Несколько ранее мной вот здесь уже указывалось, что родить ребёнка – это ещё не всё. Нужно вырастить его в любви, воспитать в ласке, чтобы он стал хорошим человеком. А это всё совсем непросто.
Было бы неправдой утверждать, что каждый ребёнок становится непослушным в этом возрасте. Исследованиями доказано, что упрямство и вспыльчивость, лживость и кажущаяся жестокость, нелюдимость и робость имеют, на поверку, чётко обусловленную социальную природу, которую можно раскрыть при чутком и внимательном подходе.
Если родители оптимистичны и доброжелательны с окружающими их людьми, а со своим ребёнком у них хорошие, ровные отношения, то велика вероятность, что вообще не будет явно выраженных признаков бунта. К тому же надо учитывать и тот факт, что у девочек бунт, как правило, менее выражен, чем у мальчиков.
Психика семилетки на периоде биологического созревания
Для многих взрослых вот этот непростой период в жизни семилеток кажется пустяком, который является раздражающей мелочью. Если придёт всё же осмысление проблем, с которыми столкнулся ваш ребёнок, то необходимо проявить твёрдость в тех вопросах, которые представляются наиболее важными.
Сейчас достаточно много не только специальной, но и общеобразовательной литературы с информацией о тех физиологических процессах, которые обуславливают кризисное состояние детского организма на периоде его биологического созревания. Именно этим обуславливаются такие столь необычные особенности в поведении детей, как непоседливость, повышенная эмоциональная реактивность.
Каждый этап взросления труден, а на этом этапе дети особенно уязвимы от самых различных негативных воздействий. Очень тяжело они воспринимают критику не только со стороны родителей, но и со стороны сверстников.
Жизнь, к сожалению, многих детей не носит налёт идеала и не секрет, что есть ещё факты их телесных истязаний, из-за чего формируется глубокий надлом психики ребёнка: он становится ожесточённым, необщительным, нелюдимым. Даже когда всё в семье вроде бы миновало, у ребёнка остаются острые воспоминания о пережитых расправах и детских терзаниях, которые не выветриваются и в зрелые годы.
О том, что ещё задолго до рождения ребёнка будущие родители обязаны понять ту сокровенную сущность, по целенаправленному выстраиванию таких отношений с ребёнком, которые будут способствовать гармоничному развитию у него способностей, я уже говорил и почитать об этом предлагаю здесь.
Отличительной чертой кризиса семи лет является утрата детской непосредственности. Сын, дочь становятся на этом этапе не теми, кем они были ранее, не такими понятными и это уже новая данность, с которой родителям придётся считаться. Утрата непосредственности служит подтверждением того факта, что в действия сына, дочери вошли интеллектуальные элементы.
Взрослым было проще до кризиса выстраивать общение с ребёнком, так как его поведение формировалось и реализовывалось в соответствии с желаниями. Теперь же ребёнок прежде чем что-то сделать, он начинает обдумывать и перебирать варианты: чем это может для него обернуться и чего это может ему стоить. Эта новизна в общении ребёнка с окружающими есть результат его взросления.
Школа всего лишь полигон для ответа на вопрос: кто я?
Следует всё же отметить то обстоятельство, что по мере расширения ребёнком горизонта своего мировосприятия, он сначала робко, а затем всё увереннее выходит за рамки семейного коллектива. И вот здесь его обычно поджидают многие неожиданности, вызванные недостатками домашнего воспитания.
Чрезмерно опекаемые семьёй дети, не участвующие в коллективных играх, не посещающие яслей и детский садик, часто по этой причине испытывают и в последующие периоды затруднения в общении, выглядят отвергнутыми, изолированными. И совершенно иную картину можно наблюдать, когда предприимчивые, общительные и отзывчивые ребята, пользуются среди сверстников заслуженной любовью и популярностью.
Когда дети вовлекаются в жизнь школы, являющейся к тому же своеобразным испытательным полигоном, то для ребёнка наступает ответственное время. Он и здесь вынужден претендовать на своё место в формирующейся неформальной группе. Здесь не менее захватывающе, чем в детективах, обкатывается жёсткий набор принятых в обществе психологических ролей: лидер, герой, винтик, трудяга, диссидент, мистик, лох и иные.
Семилетки, когда приходят в школу хотя и исподволь, но, наблюдая за жизнью в школе, пока не могут претендовать на престижное место во главе иерархии. Группа же пока с семилетками обходится тем, что бесцеремонно оттесняет их в самый хвост, в так называемых изгоев.
Но год за годом лидеры неформальной школьной группы уходят, и их место в безжалостной психологической борьбе занимают те, кто не в состоянии отказаться от великих притязаний на свои элементарные права. Семилетка, за десять лет учёбы в школе, не может просто отказаться от борьбы за место во главе групповой иерархии, так как, не пройдя его, не станешь взрослым.
Вся смысловая суть оспариваемых психологических ролей, на которых удаётся удержаться на периоде пребывания в школе, к сожалению, позволяет иногда нам получить ответ на вопрос: «Кто я?» и осознать простую истину о себе. Даже если в ответе на вопрос прозвучит, что — «пахарь», то это не самое плохое место в иерархии нашей непростой жизни, так как примеры жизни доказали, что такой «пахарь» счастливее «крутого парня» и даже «лидера».
На этом позвольте мне и закончить. Всем УДАЧИ!
Была ли статья «Кризис семи лет или бунт семилетки быть личностью» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку сайта, чтобы получать свежие материалы на почту.
Если Вам понравилась статья «Кризис семи лет или бунт семилетки быть личностью» поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей Facebook, Twitter, Google+, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники.
В нашей семье взросление дочери прошло вполне спокойно. По крайней мере в семилетнем возрасте. А вот когда ей исполнилось 14 лет, тогда и начались своеобразные бунты. Но, не критично.
Татьяна, какие бы с взросление детей не случались своеобразные бунты, а нам родителям надо понимать что же с ними происходит. Дети сначала неосознанно заявляют о том, что им тоже необходимо занять своё место под солнцем.
некоторые дети тяжело переносят этот период, так как для них стартует что-то новое, неизвестное, нам родителям нужно быть более терпеливыми и посторатся понять своего ребенка
Елена, живём-то мы ради детей. Конечно, каждому родитель небезразлично кем вырастит ребёнок. И пока вырастит ребёнок нам надо действительно иметь безграничное терпение. Но, к счастью, в этом-то смысл родительской судьбы.
Мы один раз этот бунт уже прошли, и еще один впереди. Младшему уже 6 лет, и надеемся, что кризис семи лет нас пройдет мягко, так сказать без бунта.
Анатолий, всегда у каждого из нас есть надежда, что всё образуется. УДАЧИ!
У нас у старшего сына как-то спокойно прошёл этот кризис, мы его даже не заметили. У младшего — пока тоже не заметно, но может ещё всё впереди, 8 лет ему исполнится через 4 месяца.
Елена, у Вас ещё впереди много чего ожидается. У каждого возрастного периода свои особенности. Мои пожелания Вам беспроблемности в преодолении всех этих периодов.
В семь лет еще не страшно, когда ребенок бунтует, а вот в подростковом возрасте могут быть проблем. В любом случае родителям надо быть бдительными и смотреть за своими детьми.
Анжелика, это нам проблемы семилетки видятся не такими страшными. Но самому семилетки почувствовать, что с ним считаются как с личностью значит очень много.
По-моему эти кризисы у детей провоцирует наша жестокая система образования и воспитания.
Sergey, соглашусь с Вашим выводом, но не следует забывать, что взаимоотношения в семье тоже определяют каким будет в будущем судьба ребёнка.
У моего сына бунт, когда делалось все наоборот, был значительно раньше 7 лет. Достаточно быстро этот период закончился. Но школа, безусловно, сильно влияет на формирование личности, особенно, если до этого ребенок не посещал детский сад. Это очень важный период приобщения к коллективу, и родителям в это время нужно быть особенно внимательным к своему ребенку.
Ксения, с взрослением детей меняемся и мы родители. На многие вещи приходится смотреть с несколько необычной точки зрения, так как приходится учитывать моменты детских интересов. Да, в этом времени много такого, которое при воспоминаниях иногда греет душу, а иногда появляются сожаления.
Все дети такие разные и меняются они в разное время. С возрастом однозначно становятся более серьёзными и закрытыми.
Арина, на периоде детства мы для наших детей опора в жизни. Но взрослея они всё меньше обращаются за материальной помощью, а потом — и за моральной. Таков закон жизни.
Бывают тяжелые периоды в жизни каждого ребенка и 6-7 лет, это один из них. Дельные советы и объяснения, спасибо за информацию.
forourmen, пожалуйста и благодарю за позитив к теме блога.
Дети уже взрослые и именно 7-летний возраст особо не вспоминается проблемным, у внучки тоже это период прошёл достаточно ровно, а вот внук, действительно, изменился. Всё как описано в статье — и какие-то словечки, которые от нас он точно не слышал и манера поведения изменилась, но как-то всё периодами. То нормально всё, то как накатывает на него. Приходится по разному реагировать, иногда стараемся не акцентировать внимание, но иногда приходится и «ставить на место». Да, воспитание — сложный процесс. Но без детей и внуков жить была бы, наверное, скучной.
Елена, Конечно, есть определённые трудности с воспитанием детей. Но всё же они делают нашу жизнь более содержательной и оправданной перед Всевышним.
Возрастной кризис — циклическое явление. Необходимо быть готовым и знать особенности каждого возраста. Спасибо.
Инна, пожалуйста и благодарю за внимание к теме блога.
Мне кажется, что если родил ребенка, то готовься к тому, что кризис у него будет всегда. Хоть в 7 лет, хоть в 27, 37 и т.д. Капризы, проблемы… Но все же дети — лучшее, что у нас есть!
Анна, когда рождается ребёнок, то мы же не намерены превратить его в робота. Нет, наша же цель сделать так, чтобы для всех он был личностью. А становление личности не заканчивается и в 37 и даже позже. В этом-то и весь смысл наших забот.
мы все родом из детства — это формируют не только характер ребенка, но и модель его поведения в жизни!
Lara, хотя мы все родом из детства, но иногда ведь хочется опять в детство. Когда кругом творится столько жестокости и несправедливости, то зачем сталкиваться со столь враждебной моделью поведения тех же террористов.
Слава богу, моя дочь не доставляла мне проблем ни в каком возрасте. Причем, в семь лет ей пришлось пережить развод родителей, я боялась, что это может на ней сильно отразиться. Но, слава богу, мне повезло.
Светлана, пример из Вашего отзыва напомнил мне о тех событиях, которые случились после развода моего коллеги по работе. Он уходил от детей этого же кризисного возраста, и дочь не так сильно пережила это событие. А вот его сын очень болезненно пережил семейную трагедию ( с отличников стал троечником, начались к тому же проблемы со зрением).
У нас такой кризис начался лет с 5 и пока идет по нарастающей. В этом году уже в школу — может там что-то изменится).
Лиза, да, созреть до уровня личности непросто. Но это естественный процесс в жизни многих семилеток. УДАЧИ!
Спасибо, Алексей!
Алексей, ох, уж эти кризисы, никогда нельзя расслабляться.
Татьяна, а разве не в этом-то и есть наши не только огорчения, но и счастье. Огорчения мимолётные, счастье — согревают душу.
У нас кризиса 7 лет не было, посмотрим, что будет дальше 😉
Татьяна, значит Вы в семье создали такой микроклимат, когда кризисы проходят без эксцессов. УДАЧИ!