Танцуют все! Танцетерапия для детей – это и лечение, и игра
Здравствуйте, дорогие читатели блога Алексея Шевченко « Здоровый образ жизни». Уже не за горами весна с ее замечательными и романтическими праздниками. Безусловно, все мы их будем весело отмечать и, как водится, много танцевать. А знаете ли вы, что многие врачи считают танцы не просто веселым времяпровождением, а настоящим лекарством, способным побеждать весьма серьезные болезни? Как вы, наверное, уже догадались, эта статья будет посвящена теме — танцетерапия для детей.
Содержание
Немного истории развития терапии
У каждого человека есть физиологическая потребность в движении. Танцетерапия (или танцевально-двигательная терапия) основывается на том, что ритмические движения очень благотворно влияют на физическое и эмоциональное состояние человека.
Собственно говоря, танцы всегда были неотъемлемой составной частью человеческой жизни. Их воздействие настолько мощное, что на заре истории они использовались в основном не для развлечения, а в ритуалах – религиозных и военных.
В медицинских целях использовались неистовые пляски шаманов.
Постепенно с развитием общества танец утратил свое мистически-целительное значение и превратился, если так можно выразиться, в рекреационную активность. На его явную медицинскую пользу вновь обратили внимание лишь в начале ХХ века, когда активно развивались современные психоаналитические школы.
Интересно отметить, что самые первые танцевальные терапевты были учениками таких прославленных мастеров танца как британский танцовщик и хореограф Рудольф фон Лабан (1879-1958) и немецкая танцовщица Мэри Вигман (1886-1973) (ее в свое время называли величайшей танцовщицей Германии).
Настоящий «прорыв» в применении метода танцевальной терапии в лечебных целях связан с именем американской танцовщицы Мэрион Чейз (1896-1970), которая организовала для этого специальные танцевальные школы для детей и подростков. Результаты ее комплекса занятий танцами были настолько убедительными, что психологи и психиатры стали рекомендовать своим пациентам ее уроки.
В 1946 году, который считается годом появления на свет полноценной танцевально-двигательной терапии, Чейз провела работу с психиатрическими больными, содержащимися в вашингтонском госпитале Святой Элизабет, после чего ее методы получили мировое признание.
Кому может помочь танцетерапия
Танцы – приятный способ лечения. Сегодня танцевальные занятия с детьми практикуются в каждом хорошем детском саду. Но для здоровых детей – это просто занимательные движения под музыку, веселая игра и лишний повод попрыгать. Что же касается детей с ограниченными возможностями здоровья, то для них разрабатываются специальные танцевальные программы, имеющие особую лечебную направленность. Врачами созданы целые комплексы танцевальной терапии для инвалидов:
- для детей с нарушениями зрения;
- для детей с нарушениями слуха;
- для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Заниматься танцетерапией можно даже дома
Занятия танцами представляют собой очень позитивную встряску для всего организма, отлично повышают стрессоустойчивость, развивают координацию движений и выводят из депрессии. Это не только оздоровительный фактор, но также замечательная возможность выразить эмоции, почувствовать ритмическую структуру музыки и ее темповые изменения, воплотив все это в собственном хореографическом произведении.
Кроме того, танцетерапия создает уникальную ситуацию востребованности самых разных психических функций, что очень положительно сказывается на психическом развитии ребенка.
Занятия танцами требуют простора, музыки и грамотного руководства, поэтому для занятий танцетерапией детей лучше отводить в специальную студию. Но, к сожалению, такие группы есть далеко не во всех городах. В этом случае простейшие занятия можно проводить и самостоятельно. Но для этого ребенку потребуется партнер. Примерный комплекс занятий выглядит следующим образом.
- Зеркало. 15-минутное занятие.
Один из участников пары – ведущий, другой – ведомый. Танцующие встают лицом друг к другу. Ведущий начинает выполнять какие-нибудь плавные (желательно изящные) движения руками, ногами или всем корпусом. Задача ведомого партнера – как можно точнее повторить движения ведущего, как будто он является его зеркальным отражением. Чтобы выполнить это упражнение правильно, требуется хорошая концентрация внимания.
Через несколько минут партнеры меняются ролями: ведущий становится ведомым, и наоборот.
- Зоопарк. 30-минутное занятие.
Сначала каждый участник занятия должен задумать образ какого-нибудь животного, но не называть его вслух. Затем всем предлагается в течение 20 минут играть роль своего задуманного животного: воспроизводить его движения и даже звуки. При этом все участники могут взаимодействовать друг с другом. В конце занятия все стараются отгадать, кто какое животное изображал.
Подобная двигательная активность существенно улучшает память, развивает внимание и совершенствует телесные навыки.
- Следуй за лидером. 30-минутное занятие для группы из 4-5 человек. Групп может быть несколько.
Группа выбирает ведущего и выстраивается в ряд друг за другом. Ведущий начинает совершать танцевальные движения, а все остальные члены группы должны повторять их как можно точнее, сохраняя при этом стройность ряда.
Через несколько минут руководитель подает сигнал, и ведущий перебегает в хвост ряда, а тот участник группы, который стоял за ним, в свою очередь становится ведущим.
-
Круг. 30-минутное занятие.
Все участники группы садятся в круг. Каждый участник по очереди выходит на середину круга и в течение нескольких минут исполняет импровизированный танец. Затем и садится на свое место, и его сменяет следующий участник.
Особенность этих занятий заключается в том, что в них полностью отсутствует элемент соревнований. Руководитель не ставит оценок, никто не выбирает «лучших танцоров». Каждый ребенок сам создает свой танец и сам его исполняет.
Все эти упражнения прекрасно подходят и для детей дошкольного возраста, и для взрослых. Они обычно вызывают у детей настоящий восторг, и даже самые стеснительные немедленно включаются в общее движение, начинают азартно фантазировать. Поэтому любое из приведенных здесь упражнений можно использовать, например, для развлечения во время праздников, когда вокруг много гостей, и группы могут быть достаточно большими.
И в заключение предлагаю посмотреть на ми-ми-мишно-очаровательную разминку детской группы танцетерапии.
В группе своих единомышленников заниматься танцами гораздо интереснее, чем дома. Но когда нет такой возможности довольствуюсь тем что есть: включаю музыку и… Может быть это уже не танцы, а просто движения под музыку, но все равно, терапия отличная
Людмила, даже в одиночку совершать под музыку движение — это тоже физическая активность. А движение — это жизнь. УДАЧИ!
да, танцы — великая сила, но не могла подумать, что это и терапия!
Lara, любое движение, а движение — это жизнь и есть терапия.
Алексей, совершенно верно -танцы прекрасная терапия — даже с больными ногами иногда танцуем вдвоём с БМП дома.
А в своё время в Узбекистане, в начале 70-ых — почти каждый выходной у нас были танцы под магитофон.
Виктор, какое прекрасное время выпало на нашу долю: 70-е прошлого века, когда есть молодость и уверенность в завтрашнем дне.
Алексей, совершенно верно -танцы прекрасная терапия — даже с больными ногами иногда танцуем вдвоём с БМП дома.
А в своё время в Узбекистане, в начале 70-ых — почти каждый выходной у нас были танцы под магнитофон.
Викетор, всё понял и такое бывает.
а ведь и правда, танцы великая сила, люди становятся другими
Larisenok, ведь бывает и так, что день не то, что плохой, а — отвратительный. Но попадая на танцы всё забывается и жизнь ведь так прекрасна, как и прекрасна партнёрша в танце.
Larisenok, соглашусь
Танцы — это классно) — главное переносить привычки во взрослую жизни )
Иннокентий, без возражений о пользе танцев.
У меня детки на новый год заказали игру Just Dance. И вот теперь у нас танцует вся семья каждый день. Ведь танцы это выражение эмоций, все пережитое за день можно выплеснуть за три минуты и освободиться.
Екатерина, с пользой, но весело танцуем, выплёскивая пережитое за день.
Два года назад, будучи в Париже, услышала сетования французских психотерапевтов: у них сильно сократилось количество пациентов. На мой удивленной вопрос — почему? — они ответили, что местная публика переключилась на танцы — танцы, а не танцевальную терапию. Но когда я попросила поподробнее расспросила о том, что происходит на танцах, стало понятно — все же именно терапия. И аудитория постоянно растет.
Елена, интересный опыт предпочтений у французской публики: чем выслушивать монотонные рекомендации психотерапевта предпочтительней дать волю движению под музыку.
Алексей, если психотерапевт что-то «монотонно рекомендует» — это просто непрофессионал. Психотерапия устроена так. что на сеансе примерно 85-90 % времени говорит пациент.
Движения под музыку — это всегда здорово, потому что дает хорошую разрядку после стресса, которому ныне подвержены едва ли не все. Но бывают и такие случаи, когда этот метод точно не поможет, причем, по самой банальной причине — у человека с проблемой просто не хватит сил «вынуть» себя из дома и дойти до танцзала (или даже просто встать с дивана и подвигаться).
Елена, как-то отдыхал в пансионате и там работал психотерапевт не персонально с каждым, а — с группой. Выстраивал нас кольцом вокруг себя и просил закрыть глаза и слушать только его голос. Практически почти все засыпали и он их бережно с ассистентом укладывал на ковёр. Между прочим на повторный сеанс почти никто и не пришёл.
Танцы отличный вариант провести весело время с детьми. А когда ещё при этом дети оздоравливаются это просто здорово. У меня самого четверо детей. Старших тяжеловато подбить на танцы, а вот младшие быстро «зажигаются». И абсолютно неважно какие ПА они при этом вытворяют, лишь бы двигались. А этого у них не отнять. Моторчик работает на славу. Здоровья всем…
Андрей, активность у детей такова, что нечисть покидает дом, не выдержав напора их чистой энергии.