Песни для детей – «это учеба и игра»
Доброго времени суток, дорогие друзья блога Алексея Шевченко «Здоровый образ жизни». На свете, наверное, нет ни одного человека, который бы не любил музыку и песни. Вкусы могут кардинально отличаться, но у каждого из нас найдется несколько любимых мелодий, которые приятно слушать хоть каждый день. Дети, как и взрослые, являются большими любителями музыки, но песни для детей, помимо удовольствия могут приносить большую пользу для их умственного и физического развития.
Содержание
Песни в развитии ребенка
Музыка в воспитании детей используется с доисторических времен. Она буквально заложена на уровне инстинкта – лучшим доказательством этого факта являются всевозможные колыбельные и игровые детские песни, которые существуют в культуре каждого народа.
Разумеется, ученые не могли обойти своим вниманием влияние музыки на развитие детей, и этой теме посвящено немало исследований. Например, в калифорнийском Институте мозга и творчества в 2016 году было проведено довольно масштабное исследование, доказывающее, что музыка ускоряет развитие мозга и особенно благотворно воздействует на способности ребенка овладевать языком и чтением.
В свою очередь, данные американской Национальной Ассоциации музыкальных производителей (NAMM Foundation) показывают, что обучение детей игре на каком-либо музыкальном инструменте улучшают их способности к математике.
Уже одного этого достаточно, чтобы уделять песням и музыке в жизни ребенка повышенное внимание. Но улучшение обучаемости это не единственное преимущество, которое обеспечивает музыка. Она интенсивно воздействует на все сферы развития:
- интеллектуальную;
- социальную;
- эмоциональную;
- двигательную;
- языковую.
Те дети, которые приобщаются к музыке с первых месяцев жизни, начинают раньше говорить, у них лучше координация движений, их память более цепкая, они лучше концентрируют внимание. И самое главное, у них более высокий эмоциональный фон, так как музыка несет с собой радость. (О важности звуков для восстановления здоровья рассказывается тут, а о танцетерапии здесь).
Музыка с первых дней жизни
Дети любого возраста отлично чувствуют музыку. Даже младенцы, когда слышат мелодию, которая им нравится, начинают кивать головой, двигать руками, а иногда даже издавать кое-какие звуки, будто подпевая. Тихая фоновая музыка способна быстро успокоить младенца и помочь ему быстрее заснуть. Бодрая музыка, наоборот, побуждает ребенка к играм.
Основное общение с музыкой у младенцев происходит при прослушивании колыбельных.
Эти древнейшие народные песни настолько сильно влияют на здоровье ребенка, что в некоторых крупных центрах по выхаживанию недоношенных детей колыбельные песни включаются в лечебную программу.
Дети, находящиеся на выхаживании, лишены возможности общаться с родителями, так как они вынуждены находиться в специальных кювезах, защищающих их от воздействия внешней среды. Колыбельные песни для них играют музыкальные системы, которыми оборудована больница.
Сейчас очень модным считается приобщение к музыке даже до рождения ребенка. Для этого используются специальные динамики, похожие на огромные «наушники», которые прислоняются к животу женщины и облегчают прохождение звука внутрь тела.
Врачи эту затею особо не приветствуют, но и не возражают против нее. Уровень звука, который генерируют колонки, слишком слаб, чтобы повредить женщине или ребенку, а насколько это улучшает когнитивные способности, можно будет сказать только лет через 10–15, когда дети подрастут и начнут делать настоящие успехи.
Но на самом деле есть куда более эффективный и естественный способ приобщения еще не родившегося ребенка к музыке. Это пение самой женщины. Именно ее голос ребенок слышит отчетливее всего. И те песни, которые мама будет ему петь без музыкального сопровождения или под минусовку, и станут самой первой и самой любимой музыкой в его жизни. Поэтому, если вы любите караоке, то во время ожидания ребенка можно предаваться этому занятию как можно чаще.
Музыка помогает учебе
Многие дошкольники сами сочиняют небольшие песенки или напевают что-нибудь, когда играют. У детей этого возраста уже есть явные музыкальные предпочтения. Некоторые песенки нравятся им больше, другие меньше, есть и такие, которые им совсем не нравятся, и они могут об этом осознанно сказать.
Дети дошкольного возраста охотно включаются в музыкальную деятельность. Оставаться пассивными слушателями для них скучновато, зато они очень любят двигаться под музыку, танцевать и подпевать.
Музыкальные инструменты тоже вызывают у них огромный интерес. И этим можно и нужно воспользоваться. Детям можно давать погремушки, миниатюрные игрушечные барабанчики, свистульки, колокольчики, игрушечные пианино и предлагать им подыгрывать, когда звучит любимая песенка. Такие музыкальные игры вызывают у малышей неизменный восторг.
Дошкольники с удовольствием многократно прослушивают понравившуюся им песенку, и это помогает им запоминать не только мелодию, но и слова. И если дать ребенку прослушать песенки с алфавитом, цифрами, названиями областей тела, названиями животных и так далее, он запомнит эту информацию без малейшего труда. Дело в том, что дети не склонны считать музыку учебой, поэтому песенки с удовольствием запоминают даже упрямые дети, которые не в восторге от учения.
Музыка должна быть в радость
Если вы решили приобщить ребенка к музыке с ранних лет, то нужно помнить, что занятия должны приносить только радость.
«Приобщение к музыке» и «изучение музыки» – это две большие разницы.
Изучение подразумевает подготовку профессионального музыканта. Эти программы очень насыщены, требуют обладания особыми (и редко встречающимися) врожденными способностями, огромного труда и беспощадной дисциплины. Они трудны даже для абсолютных гениев – вспомните, даже Паганини и Бетховена отцам приходилось понуждать к первым творческим успехам при помощи лишения обеда и розог.
Даже при наличии отличного слуха далеко не каждый ребенок в состоянии освоить какой-либо музыкальный инструмент или научиться вокалу. Для профессионального владения мастерством нужна крепкая физическая подготовка. Например, интенсивные занятия на скрипке могут вызвать сколиоз, фортепиано может спровоцировать развитие болезней суставов и связок кистей рук и так далее.
Учебная программа современной музыкальной школы крайне тяжела для ребенка, не обладающего необходимым уровнем музыкальных способностей и физических данных. Учеба в ней вряд ли вызовет у него положительные эмоции. Скорей всего, занятия превратятся в сплошную нервотрепку.
Если задача вырастить настоящего музыканта не стоит, то занятия должны проходить в непринужденной игровой атмосфере. Не нужно ограничивать ребенка в его творческих фантазиях, и уж тем более нельзя критиковать его ошибки.
Фальшивые ноты, непопадание в ритм – это не должно никого смущать. На этом даже не стоит заострять внимание – со временем ребенок сам услышит разницу и постепенно научится лучше владеть голосом.
Всевозможные упражнения на развитие слуха и чувства ритма нужно проводить в форме увлекательной викторины, чтобы у детей не возникало даже подозрения, что это на самом деле урок.
Занятия будут проходить намного более эффективно, если вы сами тоже будете петь или подыгрывать на каком-нибудь инструменте (хотя бы на трещотке, обычной погремушке или колокольчике). При этом качество вашего собственного пения тоже не имеет никакого значения. Главное, чтобы всем было весело, и чтобы все были вовлечены в музицирование.
Настоящее изучение музыки начинается для ребенка в детском саду и школе. Там он может уже петь вместе с группой, танцевать, осваивать музыкальные инструменты (обычно это трещотки, бубны и разнообразные небольшие ударные инструменты).
Дорогие читатели, если вас настолько заинтересовала данная информация, что вам захотелось поделиться ею со своими друзьями в социальных сетях, то воспользуйтесь нашими удобными кнопочками. С их помощью вы моментально сможете разместить ссылку там, где вам нужно.
Спасибо вам за интересную статью и полезную. Ни когда не думала, что играя на музыкальном инструменте улучшаются способности к математике. Завтра же куплю детям инструменты!
Катя, пожалуйста и УДАЧИ!
Согласна с вами, что это и учеба и игра. Главное правильно еще преподнести ребенку песни. В вашей статье много советов и рекомендаций, спасибо.Но бывают случаи, когда дети не любят музыку, что тогда делать? Как приобщать.
Екатерина, пожалуйста и естественно по опыту знаю, что заниматься музыкой по принуждению — это спровоцировать отвращение к этому занятию.
Не зря у нас в школе уроки музыки были аж до седьмого класса. Хорошее было время… Сейчас даже и не знаю, есть ли такой предмет в школах
Людмила, в моей школе такого увлечения пением не было. Зато в ВУЗе и в хоре пришлось петь и в оркестре на баяне играть, так как руководил художественной частью зав кафедрой физики. Участники хора и оркестра безбоязненно шли на экзамены не только физики, но и по другим дисциплинам.
Пение деткам, конечно же. интересно. Помню себе ещё очень маленьким, так мне тогда петь очень нравилось. 😉
Александр, у нас классная к дням рождения старалась подготовить сюрприз имениннику в виде песни спетой хором класса. Между прочим проходило это очень весело, хотя красотой голосов мы похвастать не могли.
Музыка и песни играют огромную роль в развитии малышей это однозначно. Нужно прививать любовь к музыке с раннего детства.
Ольга, сейчас поистине широкие возможности по приобщению детей к музыке, к примеру, через музыкальные школы. У нас воспитанники музыкальной школы иногда выступают с концертами и вдвойне приятно видеть подростков пусть и не совсем виртуозно владеющие музыкальным инструментом, но прогресс очевиден.
С вашей статьи я понимаю, насколько важна музыка для развития детей. Нам нужно почаще заниматься таким видом развития.
blokisdanadgarebi, благодарю за внимание к теме блога и высказанное мнение по проблеме из обсуждаемой статьи.
Мой сын еще и ходить не научился, а уже танцевал лежа в кроватке или в коляске. Наверное, все детки положительно реагируют на музыку, так почему бы их не радовать!
Людмила, и то верно, что музыка всегда и всем необходима, а деткам — в особенности.