Огонь в жизни наших предков
От Благодатного Огня к огню, как средству профилактики болезней
Споры о том, что же может представлять чудесный огонь, который из ничего зажигает свечи на Гробе Господнем, начиная с IV века, будоражат воображение очевидцев.
На протяжении многих веков, каждый год в Великую Субботу Страстной седмицы в Иерусалиме, в Храме Воскресения Христа, совершается необыкновенное схождение Благодатного Огня. Чудо происходит непосредственно перед Пасхой после того, как православный Иерусалимский Патриарх, уединившись в Кувуклии (часовне, где загорается чудесный огонь), совершит молитвенный обряд.
В летописях, датированных ещё четвёртым веком, имеются письменные свидетельства, описанные очевидцами о появлении Святого Света и самовоспламенении лампады, установленной на середине ложа Живоносного Гроба Господня.
Документально на камеру репортёров зафиксированы и необъяснимые чудеса. Так, у паломника, со щекой обезображенной гниющей раной, после своеобразного омовения Огнём, рана тут же начала очищаться и затягиваться, и лицо несчастного приняло прежний свой нормальный вид.
Также в присутствии многочисленных очевидцев произошло исцеление слепого. После того как он совершил умывание Огнём, бельма на обоих глазах растворились и, несчастный вновь прозрел.
Весть о чудодейственной исцеляющей силе Благодатного Огня распространилась в православном мире и, естественно, достигла территорий, на которых проживали наши предки. Не обладая достаточными знаниями, чтобы объяснить природу Огня, наши предки в суеверном поклонении стали использовать огонь, как важное профилактическое средство по противодействию эпидемиям и исцелению от болезней.
Огонь в ритуалах крестьянских общин
В своих этнографических отчётах князь В. Н. Тенищев (об этом подробнее тут в статьях «Эпидемия и профилактика от неё в суевериях предков» и «Осина в здоровье россиян») отмечал, что как в суеверных профилактических, так и отчасти в лечебных средствах среди крестьян конца девятнадцатого века не утратил своего значения огонь.
Как остаток той, сохранившейся языческой, веры наших предков в целебные и очищающие свойства огня, интересна мера, предпринимаемая практически повсеместно крестьянскими общинами конца девятнадцатого века, против распространения заболеваний горячкой.
При появлении в доме больного горячкой, в середине пола, на заслонке, зажигался из лучинок огонь, через который обязаны были проходить все здоровые члены семьи. Если же эпидемия горячки приобретала обширный охват многих семей селения, то принимались меры общественного противодействия эпидемии.
Все жители обычно собирались на площади, предназначенной для общественного схода и, по способу первобытных людей, трением бревна о бревно, вытирали «святой огонь». Через разведённый небольшой костёр, зажжённый от «святого огня», проходили все здоровые, а потом проносили и больных.
Само событие вытирания «святого огня» повсеместно было включено в число праздников с названием «заповедание». Процедура получения «святого огня» происходила при торжественной обстановке. В назначенный день крестьяне собирались на деревенской площади.
Приносили два сухих бревна, одно из которых клали на землю, а к другому приделывали по концам ручки, как у пилы и, осуществляя такие же манипуляции, как если пилят дрова, начинался длительный процесс трения. Когда одни уставали, их заменяли другими. По ритуалу в процессе вытирания «святого огня» не могли принимать участие вдовцы.
Женщины сидели по домам и терпеливо ожидали «святого огня», чтобы затопить печи, так как получить его какими-либо другими способами (спичками или выдуть огонь с углей, сохранившихся в загнетке) строго было запрещено и за ослушание грозило суровое наказание.
После долгих стараний, иногда длящихся 8–10 часов, огонь добывался. Из добытого огня раскладывался костёр. Здоровые участники ритуала шагали и прыгали через него, а больных и младенцев переносили на руках.
Ритуальный огонь у крестьян носил также название древесного, деревянного, что подразумевало получение живого огня, который им был необходим для частного употребления, как средство необходимое при лечении какой-либо болезни.
В практике знахарей различался ещё огонь, получаемый из дубовых брёвен и осиновых. Огонь, полученный из дубовых брёвен, использовался для лечения людей, а из осиновых – при лечении скота. Таким огнём знахари осуществляли действия по изгнанию из дома горячки, разводя его перед окнами, и через этот огонь проводили выздоравливающего от горячки, чтобы окончательно очистить его от болезни.
Считалось, что исцеляющими свойствами обладает не только сам живой огонь, но и пар от воды, которая на нём кипятится. Этим паром старались лечить от порчи, лихорадки, горячки и многих других болезней.
К живому огню приравнивался нашими предками огонь, полученный при его высекании из кремния. Этим огнём чаще всего стремились лечить герпетические высыпания и иного рода явления сыпи.
Но более действенным средством от герпетической сыпи использовался огонь по следующему заговору. Во время утренней и вечерней зори мать или родственница больного брала 12 лучинок и связывала их в один пучок. Зажжённые лучинки подносились к лицу больного и, брызгая на него через огонь водой, произносились слова заговора: «Секи, секи, огонь, летучку, перенеси её с раба Божия на лучинку». Этот заговор на летучку (герпес) требовалось совершить 12 зорь, 6 утренних и 6 вечерних, сохраняя все эти действия втайне.
В особо тяжёлых случаях, когда состояние больного было критическим, то у предков существовал обычай сжигать одежду больного и бросать в топящуюся печь, вылепленную из глины в форме той части тела, на которой было локализовано заболевание. Это было связано с верой в уничтожающую силу огня всего того, что не позволяет человеку стать здоровым.
И в заключение о том, что с самого начала человеческой эволюции огонь у всех народов считался священной стихией. В русском мире, в его православном вероисповедании, было замечено, что во время горения огня духи не смели подступать к человеку. Именно это обстоятельство послужило толчком к началу эры священных костров.
Появились в народе те, кто оказался посвящённым в таинство огня. Без их активности не обходилась ни одна церемония зажжения костров. Во время обращения с просьбами к Божеству обязательным было факельное шествие. Сила огня священна. Поэтому, даже сегодня, каждый из нас может прибегнуть к магическим, очистительным, божественным свойствам огня.
В этой связи особую ритуальную значимость приобрела свеча, так как зажженная свеча – это огонь, а огонь, — как на примере схождения Благодатного Огня, — неотъемлемая часть любого православного ритуала. Церковная освященная свеча – это одно из самых сильнейших средств по защите от зла и его воинства.
Была ли статья «Огонь в жизни наших предков» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку сайта, чтобы получать свежие материалы на почту.
Если Вам понравилась статья «Огонь в жизни наших предков» поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей Facebook, Twitter, Google+, Вконтакте, Мой мир, Одноклассники.
Наши предки были язычниками. Употребляю это слово в старой интерпретации. Они умели извлекать из огня его энергетику. С того времени осталось хождение по углям.
Наталья, благодарим за позитив к теме блога.
Алексей, спасибо за такую интересную статью. Для себя открыла много нового.
Елена, пожалуйста и благодарим за внимание к теме публикации.
Огонь — одна из стихий. Огонь исцеляет и вдохновляет. Он обладает особой энергетикой очищения. Но утратив истоки старины, когда наши предки пользовались печами, каминами, разжиганием и играми у костра, мы потеряли частичку себя.
Сейчас в наших современных квартирах остался только один источник огня — плита. Поэтому. чтобы не лишится и его, нужно избавляться от электроплит.
Вы скажете, а свечи? Вот именно, свечи каждый день и не по одной в каждой комнате! А уж тем более, при приготовлении пищи огонь просто необходим!
С Новым годом всех — всех! Будьте благополучны, успешны, счастливы!!!
Вера, благодарим за поздравление и высказанную позицию к стихии огня.
Очень познавательная статья. Нам, современным людям не понять трепетное отношение предков к огню. А если разобраться, то в этом что-то есть, ведь недаром рекомендуют обходить квартиру с освященной свечой, чтобы избавиться от негатива или каких-то проблем, которые «досаждают» обитателям квартиры.
Елена, благодарим за высказанное позитивное мнение о роли стихии огня в жизни людей.
Очень интересно и познавательно. Статья понравилась
Сейчас огонь воспринимается, как что-то обычное. Ну, что сложного — чиркнул спичкой и огонь уже горит. Мало людей смогут добыть огонь без современных средств — спичек, зажигалок.
Познавательная статья, много для меня новой информации, спасибо. Энергетику живого огня трудно не ощутить, вот только в современном мире не так часто мы с ней встречаемся.
Юлия, пожалуйста. Современный мир отдаёт предпочтения иной энергетике, которая чаще действует разрушающе.
В бокалах пенится вино,
Снежок искрится у порога.
Здоровье, радость пусть несет
Дорога будущего года!
Павел, спасибо за поздравеие.
Незаметным тихим шагом
Старый год ушел от нас
С Новым годом, С новым счастьем
Я спешу поздравить вас!
Наташа, спасибо за поздравление.
Я ощущаю энергетику огня, топя печь в доме. Люблю смотреть , как язычки пламени лижут дрова, успокаивает. Спасибо за статью, очень познавательно!
Галина, пожалуйста, так успокаивающе действует огонь каждый раз и на каждого из нас.
Спасибо Алексей, новое узнала, очень интересная информация.
Светлана, пожалуйста. благодарим за позитив к теме статьи.
Думаю, не зря люди такое большое значение придают огню — он значим и сам по себе, и как олицетворение многих вещей и процессов. Хотя, конечно, нужно отделять истинное от придуманного, а потому почти бесполезного.
Елена, с того момента, как огонь стал человеку подвластен он для некоторых из нас перестал быть носителем магического.
Спасибо за интересную полезную статью.Я часто использую свечи и особенно в новогоднюю ночь.С Новым годом!Пусть Ваш дом стороной обходят неприятности!
natabu, спасибо за поздравление. Благодарим за добрые пожелания.
Отголоски ритуалов, связанные с огнем в древности, сохранились и до наших дней.Мы стараемся, чтобы в жилище теплился огонь и зажигаем свечи, затапливаем камин в доме…
Lyudmila, люди. помнящие своё родство с древностью, неистребимое племя.
На Ивана Купалу огонь является самым важным в этом ритуале. Теперь проясняется -почему.
Мила, благодарим за внимание к теме блога.
Действительно очень много полезных знаний предков безвозвратно утеряно. спасибо за познавательную статью.
Анна, пожалуйста, благодарим за внимание к теме статьи.
Раньше что прижигание огнем, что кровопускание спасало людям жизни, а сейчас это считается варварством. Хотя в экстремальных ситуациях полезно бывает вспомнить и об опыте наших предков.
Ольга, когда у наших предков жизнь почти каждодневно находилась под угрозой, то у них не было времени на размышление — варварство прижигание или спасение. Выбирали спасение жизни.
Из статьи узнала много нового. Интересно что даже огонь бывает разный и применяется в лечении.
Юлия, благодарю за позитив к темам блога.
вот пусть кто, что угодно говорит, но если у человека болит голова, то надо постоять в храме у огня и все проходит — вот это проверено многократно и ведь что про это можно сказать? чудо? пусть объясняют и местом таким хорошим, на котором храмы строили, но проходит головная боль и все тут
Larisenok, не перестаю удивляться Вашим неожиданностям в действиях. В заочном общении вижу Вас, то в одной ипостаси, то в другой, а то и в третьей.
Интересная, познавательная статья. Я знаю многих людей, у которых есть камины и которые вечером после работы сидят у камина, смотрят на огонь и расслабляются
Каждая из стихий несет в себе загадку, в том числе и огонь. Не зря в древности был обычай, прыгать через костер.
В нем есть НЕЧТО! Те, кто любят всматриваться в пламя, поймут меня.
Алексей, статья очень интересная, я лично узнала много нового.
Поздравляю Вас с наступившим 2015 годом! Будьте счастливы, здоровы и богаты!
Статьи на Вашем сайте очень важные для меня ввиду того что интересуюсь темой обрядов. Благодарю за новые и обширные знания в этой теме.
Огонь люблю, люблю на него смотреть… Может потому, что по знаку Зодиака отношусь к Огненной стихии. Статья познавательная, спасибо, Алексей. С Новым годом вас!
Лара, благодарю за поздравление и наши пожелания Вам успехов в стихии огня.
Алексей,спасибо, узнала много нового из статьи,огонь в жизни наших предков.С Новым Годом!
Вера, благодарим за поздравление и за позитив к теме блога.
Я не могу ничего сказать о чудодейственном огне из Иерусалима. Но дома иногда зажигаю свечи. Обычные, из магазина. И огонь свечи на меня действует успокаивающе, как умиротворяюще. А на работе очень любила смотреть на выпуск металла из печи, на огненную лаву. Завораживало. 30 лет проработала, а так и не перестала восхищаться этим.
Любовь, красиво сказали в своём отзыве о могуществе ОГНЯ.
Дмитрий, конечно без стихий огня и воды человечество будет вне природы. Утрата этих связей с природой — это конец жизни.
А я думаю, что и сегодня огонь играет большую роль в жизни современных людей. Свеча в церкви, как символ очищения…
С Рождеством!
Наталья, благодарим за поздравления и за проявленное внимание к теме сайта.
Спасибо за такую интересную статью — экскурс в нашу историю. Я вот тоже иногда делаю практики с огнем для очищения! С Рождеством, Вас!
Ирина. благодарим за поздравление и соблюдение традиций православного христианства.
Я думаю, что огонь — это жизнь. Нет страшнее, чем оказаться во мраке.Просто мы не придаём огню большого значения, так как привыкли, что он всегда есть…Но вот у нас на Украине сейчас очень многие люди лишены этого господнего чуда…
Anna, в 90-х годах прошлого века нам на Кубани пришлось пережить все последствия мрака. Anna, С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ!
Очень интересная статья, мне очень нравится узнавать историю наших предков.
Людмила, благодарим за отзыв и позитив к теме публикации.
Жалко, что мы теряем эти знания. Еще вот моя бабушка говорила, что свечу надо зажигать только от лучины… можно спичками и ни в коем случае не зажигалкой. Для нее это было важно.. А мы теперь свечи используем все больше, как декоративное украшение.
Алла, теряется связь с ушедшими поколениями. Забыты традиции, которые помогали предкам чувствовать себя частью ПРИРОДЫ.