Эпидемия и профилактика от неё в суевериях предков
Содержание
Талисманы, используемые предками, от порчи и эпидемий
Когда из-за любопытства Пандоры из сосуда выскользнула эпидемия, то для предков профилактика болезней состояла из арсенала средств самых нелепых суеверий.
В статье «Осина в здоровье россиян» (читать тут) указывалось на тот факт, что в средствах домашней медицины крестьянина ключевую роль играли суеверия, из так называемых средств, профилактического свойства.
Во многих местах, как отмечал в своих этнографических исследованиях князь В. Н. Тенищев, большой славой от порчи, в особенности от повальных эпидемий, которые чаще переносятся по ветру, пользуются лук, соль, чеснок и редька. Об этом подробнее здесь в статьях «Чеснок и лук против злых духов (микробов) сатаны», «Чеснок и здоровье», «Лук, луковый суп и диабет».
В понимании крестьян чудесные свойства соли и редьки в том, что они способны выедать слова на бумаге, а запах лука и чеснока, будто бы, не любит вся нечистая сила.
В профилактических целях от эпидемии крестьянин обыкновенно носил на кресте чеснок и лук, а в некоторых уездах Вологодской губернии к чесноку присоединяли репейный корень, продырявленную медную монету. С этой же целью привязывали к кресту росный ладан, купорос, киноварь и даже змеиную кожу.
У крестьян хорошим профилактическим средством считались зашитые в ладанки наговорённые травы, высушенные и истолчённые головы змеи или лягушки. Но особую силу, по мнению предков, как предупредительное средство от лихорадки имела ладанка с образом Пресвятой Богородицы.
Но для предков огромная защитная сила, как самый надёжный талисман, была заключена в «сорочке». Кто родился в сорочке, тот носил её на кресте, так как существовало поверье и убеждение, что к такому счастливцу не в состоянии подступиться никакие болезни.
Однако же если она «нападает» на таких людей, то не иначе как застаёт их врасплох, в то время, когда они снимают крест и ладанку, например, в бане. Также считалось, что как обладатели родинок, так и те, у кого тело покрыто волосами, люди, наделённые от Бога счастьем, так как болезнь «нападает» на них очень даже редко.
Профилактические меры предков от эпидемических болезней
Довольно устойчиво было у наших предков понимание необходимости профилактики, как средства от эпидемических болезней, в выполнении чисто внешних мер.
Так, при эпидемии оспы, в тех домах, где ещё не было заболеваний, осуществлялась очень решительная и энергичная мера – навешивания замка на дверную скобу. Таким приёмом предки давали понять болезни, что для неё вход закрыт.
Подобная же мера применялась в виде ограничения заболеваний в семье, при появлении в доме больного горячкой. В косяк входной двери избы буравом просверливалось отверстие и тут же оно забивалось колышком. Аналогичным образом против заболевания горячкой осуществлялась следующая и довольно-таки устрашающая мера: ложился топор в загнеток печи, куда сгребались уголья.
С точки зрения князя В. Н. Тенищева, многие, если не все случаи таких нелепых суеверий, используемых крестьянами, как средство профилактики, своими истоками уходят к временам язычества. Эту связь с язычеством подтверждал сохранившийся, к примеру, обычай умилостивить тёмные силы. Чтобы откупиться от заболевания горячкой, предок, даже конца XIX века, шёл в лес и относил «оброк» лесовому и просил его, чтобы он «укрыл от огневицы».
В других же случаях используемые меры выглядели, как настоящая дикость. К числу таких младенческих приёмов относился обычай «прятаться» от некоторых болезней или же постараться обмануть их. Для чего от лихорадки крестьянин уходил в нетопленную баню, где залазил на полок и имитировал ложный пароксизм или же притворялся умершим. Приём притвориться умершим практиковался и для предупреждения холеры.
Необыкновенная наивность обнаруживалась также в крестьянской среде в убеждении, что во время венчания, когда священник водит вокруг аналоя, необходимо было три раза сказать: «Венчай, венчай, только болезни мои не завенчай: а то говорят мужики, если поп завенчает, какую болезнь, никакие доктора не вылечат».
Опахивание магического круга, как профилактика эпидемии
У наших предков, как профилактическую меру от эпидемий, носящую общественный характер, составляли так называемые «опахивания». Суть этой профилактической меры заключалась в проведении магической черты, за которую не должна распространяться и переступать эпидемия.
Такая магическая черта обычно проводилась сохой, в которую впрягались молодые девушки или вдовы. Таким способом иногда, на начальной стадии эпидемии, изолировались отдельные дома, в которых уже обосновалась болезнь, или же очерчивалось целое село с тем, чтобы не пустить болезнь из соседних деревень. При этом, если болезнь уже появилась в селении, то дома больных оставляли за чертой и они оставались как бы вне магического круга.
Каждому случаю опахивания обязан всегда сопутствовать известный церемониал. Ритуалом опахивания обычно предусматривается двигаться в направлении против солнца и в соху могут впрягаться от 12 девиц до 2 женщин, или же вдовы и старые девы.
Участницы ритуального церемониала обязаны быть в белых рубахах, с распущенными волосами, без платков и поясов. Изредка они могут раздеться донага. Особенностью этого церемониала является тот факт, что хотя участницы ритуала женщины, но в исключительных случаях в него вовлекают иногда и мужчин.
Опахивание, как правило, производилось одной сохой, но иногда в соединении с бороной и совершался ритуал в большом секрете ночью или рано утром, на заре. Участницы церемонии могут опахивать магический круг в глубоком молчании или же с песнями, которые слагаются именно к такому случаю.
Чтобы прогнать как можно дальше заразную болезнь, участницы церемонии иногда размахивают по воздуху ухватами, кочергами, мётлами и иными бабьими инструментами.
Церемония опахивания, как профилактика от эпидемии
Князь В. Н. Тенищев в своих этнографических отчётах, например, в деталях, описал (деревня Лотарёво, Калужской губернии) церемониал опахивания магическим кругом женщинами своей деревни.
Когда пронеслась весть, что холера «идёт», то крестьяне собрались всей деревней и начали советоваться, как оградить себя от болезни. Нашлись люди, которые указали на опахивание, как на средство, практиковавшееся в стародавние времена. Это средство было принято всем обществом.
В полночь собрались все бабы и девки в одних рубахах, не подпоясанные, простоволосые и босые. Производить опахивание выбор пал на самую старую вдову.
На неё надели сошный хомут и впрягли в соху. Другую вдову, более молодую, впрягли в борону. Всё готово. Одна из баб объяснила присутствующим, что как только во время опахивания, они увидят холеру, должны бросить всё – и соху, и борону, бежать навстречу холере, ловить её и бить.
Кто бы им ни встретился – всё это холера. Если встретится поп, то и попа не щадить, потому что холера часто превращается в него, чтобы лучше избежать гибели.
После всех полученных наставлений, вдовы трогаются с места и крикливыми, раздирающими голосами затягивают песню: «Мы идём, мы везём
И соху, и борону,
Мы и пашем, и боронуем,
Тебе, холера, бороду своротим,
Сеем мы не рожь в землю
И не родим семена».
Песню поют все присутствующие без перерыва, во всё время опахивания, повторяя её три раза и делая на всех перекрёстках, по пути, на земле, кресты.
Иногда церемониал опахивания мог принять вид явно религиозной направленности. В таких случаях одна из женщин обязана была идти впереди процессии с восковой свечой, для чего делались попытки достать подсвечник из церкви. Распеваемые при этом стихи принимали также религиозный оттенок. Например, такой обряд существовал у крестьян Меленкского уезда, Владимирской губернии, где опахивание сопровождалось следующим пением:
«Мы не ангелы, не архангелы,
Мы апостолы, с неба посланы,
Чудо видели, чудо слышали…» и так далее.
И в заключение несколько слов о том, что тема суеверий настолько живуча, что обойти молчанием эту сферу нашей действительности, значит, грешить против истины. А истина в том, что мы продолжаем остерегаться, как и наши предки, вампиров, сглаза, порчи и ещё много чего другого. Всё это продолжает быть в нас, в самых потаённых глубинах нашего сознания.
Была ли статья «Эпидемия и профилактика от неё в суевериях предков» полезной Вам? Выскажите своё мнение в комментариях ниже. Также можете подписаться на рассылку сайта, чтобы получить свежие материалы на почту.
Если Вам понравилась статья «Эпидемия и профилактика от неё в суевериях предков» поделитесь ей с друзьями, нажав на кнопочки социальных сетей Facebook, Twitter, Google+, Мой мир, Вконтакте, Одноклассники.
Очень интересная статья. Наши предки действительно использовали большое количество обрядов и талисманов против различных болезней. И я Вам скажу, что большое значение имеет вера в то, что они считали себя защищенными.
Елена, если обратиться к проповедям Иисуса Христа, то он всегда учил, что по вере воздастся. Наши предки верили и по вере им посылалась защита.
Конечно, в традиционных русских обрядах много суеверного и языческого, но мне кажется, они здорово укрепляли дух и чувство единства у наших предков. А это укрепляло иммунитет и позволяло избежать болезни. Ведь недаром существует такая наука, как психосоматика.
Ольга, наши предки, как верно подмечено в Вашем отзыве, никогда в одиночку не преодолевали невзгоды. Дух поддержки — великая сила даже от эпидемий.
Сколько забавных предрассудков существовало у наших предков! Конечно, сейчас все кажется таким наивным, а ведь верили, наверное, верой и спасались
Виолета, в то тяжёлое время, как верно прозвучало в Вашем отзыве, — вера подкреплённая надеждой и любовью только и помогала выжить.
Спасибо, Алексей! Очень интересная статья, интересная тема. С удовольствием прочла!
Галина, пожалуйста, благодарим за слова поддержки и позитив к теме блога.
Надо же сколько суеверий, тяжело было жить людям в древности.
Мария, суеверия, когда они сопровождались ритуалом на преодоление эпидемии, то люди продолжали жить с верой в душе. Это всё же служило стимуляции защитных сил организма.
Профилактика, даже такая наивная, великая сила. Главное верить в результат и все получится.
Алексей, отлично сказано в отзыве о сути нашей статьи. Именно ритуальная церемония вселяла в души наших предков веру, что беда преодолима.
Очень интересная статья, спасибо, в старину как могли защищали себя люди от различных напастей, и часто это помогало, так как верили. А вера гору с места может сдвинуть… С наступающим Новым Годом!
Надежда, спасибо за поздравления. Благодарим за отзыва.
Я очень люблю узнавать корни тех или иных поверий. С точки зрения исторической ценности такие знания неоценимы. Помогают лучше понять представления людей, живших столетия назад. Заглянуть в прошлое всегда интересно. Но вот суеверия не приемлю, считаю их пережитком прошлого.
С наступающими праздниками Вас, Алексей, и здоровья крепкого Вам, семье, читателям, все людям!
Надежда, надо понять движущую силу суеверий. К примеру, встречается женщина с пустым ведром и мужчина в суеверном, даже бессознательном, порыве крутит кукиш и держит его в кармане пока не разминётся с женщиной. Если мужчина не сделает этого, то не будет уверенности в нём. Тем более наши предки, выполнив ритуал диктуемый суеверием против эпидемии, приобретали уверенность и продолжали жить со спокойной душой, с иммунитетом не ослабленным страхом перед эпидемией. Кому то это помогало, а кому то — нет.
Очень интересно было прочитать статью о том, как в старину люди использовали талисманы для здоровья.
Алексей! С Новым годом вас! здоровья, счастья, удачи вам в новом году!
Ольга, спасибо за пожелания в Новом Году и благодарим за позитив к теме блога.
Что оставалось нашим предкам в условиях недостатка знаний? Только и можно было, что пользоваться подручными средствами, стараясь наделить их некой магической силой. Ну и, кстати, сила внушения тоже ведь работает иногда.
Елена, именно о приобретении уверенности, своей защищенности, в силу активного участия в ритуале, диктуемым суеверием, мы старались и сказать в статье.
Как интересно. Я раньше нигде не встречала подобной информации о талисманах, используемых предками. Спасибо. И с наступающим 2015 годом! Удачи во всех начинаниях!
Отсутствие знаний порождало суеверия и магические обряды, ведь нужно было как-то бороться с эпидемиями. Вера в силу обрядов помогала нашим предкам справиться с напастью. Интересная статья!
Поздравляю Вас с Новым годом! Успехов Вам во всех начинаниях!
Лидия, спасибо за поздравления и благодарим за позитив к теме блога.
Прочитала статью с интересом, многие магические обряды канули в лету, но и многие современные люди суеверны.
Поздравляю Вас С Новым годом, желаю чтоб он был счастливым для Вас!
Галина, спасибо за добрые пожелания и проявленный интерес к теме нашего блога.
Наши предки, помимо знаний травников, владели приёмами магии, что тоже вносило свою лепту в казалось бы бесполезные с виду действия по профилактике заболеваний.
А теперь всех с Новым годом!
Николай, благодарю за новогоднее поздравление и понимание тематики сайта.
С Новым Годом Алексей! Счастья, здоровья, удачи, везения, вдохновения!!!
Анатолий, спасибо за высказанные пожелания.
С наступающим Новым годом! С новым счастьем!!! Пожелать хочу Вам в Новый год я льдинок счастья, Радости снежинок, и снежков большой любви. Пусть они летят к Вам в сердце, в душу часто-часто. Я хочу, чтоб снегопады радости и смеха замели. Пусть завалит в Новый год сугробами везенья. Пусть метели, вьюги и пороши благом занесут. Дед Мороз, Снегурочка мешки удачи ежедневно В дом к Вам в наступающем году огромные несут! Приглашаю принять участие в конкурсе комментаторов на моем кулинарном сайте, буду рада!
Анютка Незабудка, какое очаровательное поздравление в истинно наших традициях.
Всё, что делали наши предки, действительно работает! Надо только верно воспринимать и использовать уникальную информацию. С Новым годом! Успехов!
Вера, чтобы нам быть такими же как предки, нам необходимо иметь их же мироощущение. Спасибо за поздравление.
Интересная статья, прочитала с удовольствием. Все наши суеверия идут из далекого прошлого, кто-то относится к ним с легкой иронией, а кто верит, тому помогают магические ритуалы.
Lyudmila, благодарим за позитив к теме блога и созвучность мыслей отзыва с темой статьи.
Спасибо, очень интересно, я думаю, что все это не просто суеверия, наши предки жили в единстве с природой и поэтому лучше понимали, как можно было защищаться в те времена
Вилия, пожалуйста. Конечно без научных познаний предки же должны были иметь хоть такое навеяноне суеверием объяснение явлению природы.
Очень интересная информация.В те далекие времена люди не понимали, что некоторые болезни передаются по определенным законам.Это позднее появилась такая наука, как эпидемиология, которая изучает источники заболеваний, пути передачи и меры профилактики.
Алексей, С Новым Годом! Здоровья вам, успехов и хорошего настроения!
Таисия, благодарю за продуманный отзыв и спасибо за поздравления.
Спешу сказать самые теплые слова в этом новом 2015 году! Пусть Ваша жизнь будет красочной, дом – гостеприимным! Наступающий год козы (овцы) считается годом удачи, везения и благоприятного влияния на все жизненные стороны. Так пусть вашими верными спутниками будут – счастье, везение и любовь!
С Новым Годом!
Светлана, не отказываюсь от предначертаний, которые сулит КОЗА (ОВЕЧКА) и спасибо за поздравление.
Интересно узнавать что-то новое из жизни наших предков.Много поговорок, обрядов имело очень глубокий сакральный смысл о котором мы даже не подозреваем.Спасибо.
Хочу поздравить в Новым годом!!!! Пусть он будет радостным и плодотворным!!! Успехов во всех начинаниях и благополучия!!!
Пусть в этот чудесный праздник,
Пусть в эту волшебную ночь
Под звон фужеров хрустальных
Уйдут все невзгоды прочь,
Вы будете звонко смеяться,
Вы будете много шутить,
И сами себе удивляться,
И близких друзей смешить.
Веселым, как этот вечер,
Пусть будет грядущий год.
Всё то, что когда-то хотели,
Пусть срочно Вам принесет.
Сопутствует пусть Вам удача,
И будет здоровье крепко,
Решится любая задача.
Пусть в жизни Вам будет легко!
irina, спасибо за поздравление.
Вообще, сглаз и порча — это не суеверия. Сглаз — это разрыв в энергетической оболочке. А порча — это определенная программа, которая вставляется в энергетическую оболочку человека. Ее не так трудно увидеть.
Наталья, те против кого направлена порча, сглаз, испытывая суеверный страх, осуществляют такие действия, которые по их мнению способны защитить от порчи, сглаза.
Но что-то действительно может защитить от сглаза. Например, закрыться от человека. И это не суеверный страх, а нормальное действие. Вы же что-то делаете, чтобы не заболеть гриппом, например. И не испытываете при этом страха.
А вы верите в сглаз и порчу?
Наталья, если замечаем неадекватный взгляд, то реакция срабатывает мгновенно. И в таких случаях не приходится задаваться вопросом: верим или не верим в порчу или сглаз.
Алексей, спасибо за такую интересную статью. Очень многое открыла для себя впервые. Поздравляю С Новым годом и Рождеством. Здоровья, любви, счастья и удачи!!!
Алла, пожалуйста. Благодарим за позитив к тематике блога.
Раньше что только не делали… а вот сейчас все это кануло в лету… Только лук да чеснок остался…)))
Elenka, но то, что лук и чеснок всё также служит нам, как и предкам уже неплохо для нас.
Мдаа, ну и предки были у нас! Веселая статья! По крайней мере для меня 🙂 Кстати, с Новым Годом вас уважаемый Алексей!
Vadar, благодарю за поздравление и за позитив к теме статьи.
Интересная информация. Я как-то даже никогда не задумывалась какую профилактику осуществляли наши предки, а они оказывается, еще теми были выдумщиками 🙂
Oksana, нашим предкам нельзя было надеяться на земскую медицину. Вся надежда у них была на помощь ритуала. И даже часто им это помогало.